Детский сад "Березка"

Методическая разработка «Умные пальчики» (развитие тактильной памяти у детей с помощью «специальных дощечек», все возрастные группы)

 Методическая разработка «Умные пальчики»

(развитие тактильной памяти у детей с помощью «специальных дощечек», все возрастные группы)

 

Елена Филимонова 

Не обязательно быть специалистом в области психологии, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Рука, пальцы, ладошки ребёнка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. В работе с дошкольниками можно использовать тактильные дощечки.

Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом.

Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти.

Изготовить их очень просто, главное – дощечка не должна быть больше детской ладошки. Я работаю по этой методике более 10-ти лет, первые дощечки делала на картоне, потом на пенопласте, а сейчас на кусочках МДФ, чем современнее материал, тем дольше использование дощечек. На дощечки наклеила различные крупы, кусочки кожи, меха, зубочистки и т. д.

Сентябрь Обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: (мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т. д;)

сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами:

(пушистый, как снег, а вы как думаете?. колючий, как? (ежик, елочка, цветок) гладкий, как? (мамина ладошка, лед, стекло);

-нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая -зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, пух, мех.

Октябрь Игра «Прятки» Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.

Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для «ощупывания», затем она прячется в «Чудесный мешочек», и ребенок, на ощупь должен найти свою дощечку.

Ноябрь Найди пару Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.

Предложить детям рассмотреть дощечки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.

Усложнение: искать одинаковые дощечки внутри непрозрачного мешка.

Детям предлагают найти пушистую дощечку, колючую дощечку.

На что или кого похожа данная дощечка? Cравните колючую и пушистую дощечки. Подумайте, кого вы гладите, чувствуя под ладошкой пушистую дощечку, до кого вы дотрагиваетесь, чувствуя под ладонью колючую дощечку?

Декабрь "Найди непохожие дощечки»

Цель: Найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.

Предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие,

колючие – мягкие и т. д.

Январь Учить соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.

Найди такую же дощечку. Разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности и т. п. Найди дощечку, похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта дощечка? Какую вещь? Найди самую злую дощечку, самую добрую, самую грустную и т. п.

Какая дощечка тебе больше нравится, какая меньше, какая не нравится?

Февраль Учить составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения, давать оценку своему эмоциональному состоянию.

Жил-был пушистый зайчик (подбирается дощечка) под колючей елкой (дощечка). А рядом росла мягкая, шелковистая трава (дощечка, в которой ползали маленькие муравьи (дощечка). В гости к пушистому зайчику иногда приходили пушистая белка (дощечка) и колючий ежик (дощечка). И они все вместе шли гулять по ровной дорожке (дощечка).

Март Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.

Жил-был пушистый зайчик (дощечка) под старым дубом (дощечка). А под дубом росла мягкая, шелковистая трава (дощечка, в которой ползали маленькие муравьи (дощечка). В гости к зайчику (ребенок вспоминает, какую дощечку он выкладывал на слово «зайчик», берет ее и кладет на новое место, иногда проходили пушистая белка (дощечка) и колючий ежик (дощечка) и тогда они все вместе: зайчик (берется ранее выложенная дощечка, которая соответствовала «зайчик», белка (ребенок берет дощечку, которую он уже выкладывал на слово «белка», еж (берется ранее выложенная дощечка) начинали кувыркаться в мягкой, шелковистой траве (берется ранее выложенная дощечка, где ползали маленькие муравьи (берется дощечка, которая соответствует «муравьям») под могучим (берется ранее выложенная дощечка).

Апрель Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным дощечкам».

Был теплый, солнечный денек (дощечка). Солнышко на небе улыбалось (дощечка). На поляне веселились цыплята (дощечка). Вдруг солнышко нахмурилось (дощечка). Оно увидело что-то нехорошее (дощечка). Оказывается, в кустах пряталась хитрая лиса (дощечка). Но цыплята увидели лису и убежали к маме-курице. Хитрая лиса (дощечка) и ушла голодная. Какое у нее было настроение? Солнышко снова улыбалось (дощечка). А веселые цыплята вернулись на полянку (дощечка).

Еще один пример: Злой волк (дощечка) крадется по лесу (дощечка) на поляну (дощечка, где прыгают, веселятся пушистые зайчата (дощечка).

Май Составление рассказов о себе.

Я добрый ребенок (дощечка). Когда я вижу, что кого-то обижают, то у меня такое настроение (дощечка). Про добрых людей я думаю, что они такие (дощечка, а про злых думаю, что они вот какие (Дощечка). Когда я играю в любимую игру, то у меня вот такое настроение (дощечка). Когда меня обманывают, то у меня вот такое настроение (дощечка).

Показать детям картинку, на которой изображен волк. Волк какой? Злой (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Какие зубы у волка? Острые (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Какой нос у волка? Гладкий, холодный (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Затем опираясь на тактильные дощечки, дети могут дать простейшее описание медведю.

«Кошка на прогулке в лесу»

Однажды пушистая кошка решила пойти в лес на прогулку. Она надела на ножки гладкие туфельки и вышла на улицу. Сначала кошка шла по ровной дорожке, затем по ребристой дорожке. Когда кошка пришла в лес, пошел дождь и дорожка стала скользкая.

Если дети выкладывают дощечки с закрытыми глазами, то подчеркнутые слова повторяются два раза для усиления внимания на те слова, к которым следует подбирать дощечки.

Психологический аспект (из опыта работы учителя-дефектолога

В. Г. Михатовой)

На занятиях с использованием «тактильных дощечек» необходимо выяснять, почему ребенок выбрал именно ту или иную дощечку. Это даст возможность определить, понимает ли ребенок данное задание, а также оценить его эмоциональное состояние (в семье, детском саду, в разные временные отрезки, разных ситуациях). Можно предложить детям выложить сюжет «Моя семья». И выяснить, почему каждому члену семьи соответствует именно эта дощечка. Можно предложить ребенку выложить дощечки, которые соответствуют его друзьям, выбрать ту дощечку, которая подходит к его настроению, когда он утром пришел в детский сад и т. д.

Но необходимо учитывать, что однократные тесты не дают полной картины психологического состояния ребенка: сегодня себя или своих близких он сопоставляет с одними тактильными ощущениями, а в следующий раз – с другими. Следовательно, проводить тесты с использованием «тактильных дощечек» необходимо многократно или в совокупности с другими тестами.

20 марта 2017 в 20:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.