Детский сад "Березка"

Картотека игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у дошкольников


 

Воспитатель высшей квалификационной категории

Филимонова Е.В.

Картотека игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у дошкольников

1. Игры с бусами.

Бусотерапия  или волшебные игры Феи Бусинки (игры с бусами: горка, дорожка, куча-мала, улитка, цветок, птичка, «сочиняем сказку»)

«Умные бусы» - счет, геометрические фигуры, сложение и вычитание, буквы.

Нанизывание бус на нитку, нанизывание  в определенном порядке – по форме, по цвету, по величине.

 

2. Игры с тактильными дощечками: "Найди непохожие дощечки», «Разложи дощечки по «сюжету», составление рассказов с опорой на «тактильные дощечки», составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь, составление рассказов о себе.

Тактильное лото, тактильные ладошки.

3. Игры с пуговицами: «Забавная змейка» (нанизывание пуговиц на шнурок, выкладывание пуговиц в ряд, с определенной закономерностью, «башенки» из пуговиц)

«Пуговичное ожерелье» - изучаем цвета, учимся считать, большие-маленькие.

Картинки из пуговиц.

Логические задачки – выкладывание пуговиц в определенной последовательности (большие-маленькие, большие-маленькие; красная-синяя, красная-синяя; 1 красная – 2 желтых, 1 красная- 2 желтых и т.д.)

Три цветочка (маленькие – из маленьких пуговиц, средние – из средних, большие - из больших)

«Посели пуговицы в домик» - домики разных цветов, вернуть пуговицы в свои домики по цвету.

Пуговичные узоры, картинки.

4. Игры с прищепками 

Наряжаем елку

Предложить ребенку стать елкой. Да не простой, а новогодней. А новогодней елке нужны игрушки. «Вешаем» прищепки – украшаем елку.

Веселые человечки

Из прищепок можно смастерить интересных героев – человечка, домик, елочку, солнышко, змейку, цветочек, башенки. Ведь прищепки – не хуже конструктора. Сделав таких человечков, поиграйте с ними – кормите, гуляйте, лечите. Такая игра не только будет способствовать развитию моторики ребенка, но и разовьет творческое мышление и фантазию.

Бусы

Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание -  чередовать прищепки по цвету.

Салочки

Прикрепите каждому игроку веревочный хвостик. Если ребенка «осалили» — ему прицепляется прищепка на хвостик. По окончанию игры подсчитываем количество прищепок и выясняем улов салочки. Таким образом, можно научить детей счету.

Наш отличный ряд

Взять картонные полоски и научить детей прикреплять прищепки к краям на равном удалении друг от друга. Таким способом  развиваются у детей  чувство ритма, расстояния. Ребенок старательно крепит прищепки, а если ряд нарушается, скажите ему об этом. Усложняя задания, крепите прищепки, по-разному их группируя: две-промежуток-одна и т.д.

Игры с цифрами

Учим детей соотносить цифру с количеством. Берем одинаковые полоски и предлагаем детям прикрепить на нее такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.

Геометрические фигуры

Прикрепляем прищепки к углам на геометрических фигурах – изучаем понятие угол. Считаем, сколько углов у каждой фигуры. Где больше, где меньше углов, где одинаковое количество.

Слова с прищепками

Произнести какое-либо слово, а ребенок в это время прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством услышанных слогов. Для начала можно слоги прохлопать.

5. Игры со счетными палочками

Составление геометрических фигур, изучение цвета, состав числа, конструирование

6. Игры с палочками (карандашами)

Оборудование: деревянные (желательно из твердых пород дерева) палочки диаметром 1,5-2 см, длиной 10-15 см с закругленными концами;

наборы не заточенных карандашей с круглой и ребристой поверхностью.

Большинство упражнений выполняются для каждой руки попеременно, затем двумя руками одновременно с двумя палочками.

Упражнение «Качаем палочку»

Упираясь концами палочки в центр ладоней, вращать кисти рук перпендикулярно палочке, стараясь не уронить ее. Медленно поднимать руки над головой и опускать их вниз, продолжая удерживать палочку (2-3 раза).

Эти движения требуют от ребенка распределения силы давления на палочку, что поначалу дается нелегко.

Упражнение «Удерживаем палочку»

Брать палочку за концы и удерживать ее на весу поочередно указательными пальцами обеих рук, средними пальцами и т.д.

Упражнение «Колодец»

Пара строит «колодец», беря каждую палочку пальцами за концы: с одной стороны один ребенок, а с другой - другой.

Упражнение «Пропеллер»

Вращать между пальцами карандаш (палочку).

Примечание. Необходимо обратить внимание на то, чтобы в движениях участвовали все пальцы.

Упражнение «Добываем огонь-2»

С напряжением прокатывать ребристый карандаш между соединенными ладонями.

Упражнение «Собираем карандаши»

Разложить на столе 10 или 15 карандашей. Одной рукой собрать все карандаши, но брать их по одному. Затем класть на стол карандаши по одному.

Упражнение «Маятник»

С минимальным мышечным усилием покачивать карандаш (палочку), слегка придерживая ее двумя пальцами.

Упражнение «Бегущие пальцы»

Перебирать всеми пальцами вдоль карандаша (палочки) от одного конца до другого вперед и назад.

Упражнение «Ползущий карандаш»

Удерживая карандаш между пальцами, ослабить зажим настолько, чтобы карандаш медленно сполз вниз.

Упражнение «Шаги»

Зажать карандаш между вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать «шаги» по столу. Следить, чтобы карандаш не вы¬пал из пальцев.

7. Игры с предметами домашнего обихода (массажер – круглая щетка для волос; решетка для раковины, пельменница – дорожка для пальчиков)

8. Игры с крупами (манка, макароны, фасоль, горох)

Игра «Золушка»

«Накорми колобка»

«Кто больше соберет фасоли» (в бутылочку с узким и широким горлышком)

«Бусы для любимой бабушки» (нанизывание макарон)

Сухой бассейн (пшено, рис)

 

9. Игры со шнурками (ручеек, лесенка, плетение узора, узелки)

10. Пальчиковые игры.

Котята

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят, Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых и самых красивых. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Домик

Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем - дубовый стол. (левая рука сжата в кулак,

сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом - стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки

большим пальцем к себе)

На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку:

ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены

и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят - угощенье для ребят.

Гроза

Капли первые упали,

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз;

пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,

показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;

махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,

изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!

11.  Речедвигательные упражнения

с элементами формирования базовых графических навыков.

12. Игры с шариками

Тонизирующее упражнение «Уголек на ладони»

Подбрасывать шар на ладони попеременно левой и правой рукой. Затем подбрасывать два шара двумя руками одновременно.

Упражнение «Потряхивание»

Зажать шар в руке и производить максимально свободные движения в лучезапястном суставе.

Упражнение «Раздавим орех»

Положить шар в центр ладони левой руки, а сверху положить центром ладони на шар правую руку. Сдавливать шар с обеих сторон, как бы пытаясь его раздавить.

Осуществлять сжатие с максимальным напряжением, чередовать напряжение с расслаблением, не выпуская шара из руки.

20 марта 2017 в 18:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.